Успех в реализации программы импортозамещения в сельском хозяйстве позиционируется государством как дело особой важности, ведь в результате мы можем обеспечить продовольственную безопасность страны, дать мощный толчок в развитии, как крупного сельского хозяйства, так и среднего и мелкого фермерства. В итоге, к 2020 году мы должны увидеть Россию, которая на 90% себя кормит, а может быть, еще и соседа.
Надо отметить, что задача минимизации импорта в аграрном секторе была поставлена еще в 2010 году, задолго до появления двусторонних санкционных списков, которые своим появлением фактически дали возможность отечественным производителям быстро заполнить образовавшуюся брешь на рынке, а государству пересмотреть свои взгляды на сроки выполнения программы и на уровень финансовой и законодательной поддержки всего процесса импортозамещения.
«Доктрина продовольственной безопасности» предусматривает самообеспечение ключевыми продуктами питания на 80-95% к 2020 г.:
- Зерном – на 95%,
- Картофелем – на 95%,
- Молоком и молочными продуктами – на 90%,
- Мясом и мясопродуктами – на 85%,
- Пищевой солью – на 85%,
- Рыбной продукцией – на 80%,
- Сахаром – на 80%,
- Растительным маслом – на 80%.
Цели весьма конкретные и понятные. Пути реализации, правда, пока продуманы не полностью, еще существует достаточно много барьеров, чтобы движение лишилось скрипа и набрало ход, который приведет к успеху в 2020-х. Причем, эти проблемы имеются на всех уровнях: от законодательного и даже политического, до мелких решений на местах.
Например, из-за отсутствия понимания срока действия эмбарго, отечественный фермер никогда не вложится в долгосрочный проект по импортозамещению, ведь снятие запрета на импорт мгновенно снизит спрос на российский продукт. Инициатива государства выделять большие деньги под маленькие проценты на развитие сельского хозяйства — на первый взгляд, кажется практически панацеей для выполнения задачи, однако крайне мало действующих сегодня предприятий могут себе позволить даже такие кредиты: либо залога-то нет, либо все уже заложено под предыдущие кредиты.
Примеров подобных сложностей много, и мы будем наблюдать за всем процессом реализации программы импортозамещения в сельском хозяйстве. Для нас важны любые события: изменения законодательного скелета процесса, информационный фон реализации программы, а также успехи любого уровня на пути к итоговой цели, будь то локальная победа отдельного фермерского хозяйства, либо крупный успех субъекта РФ.
Программа импортозамещения в сельском хозяйстве опирается на несколько ключевых законодательных документов, принятых в основном в 2014-2015 годах.
Основные функции данных документов:
- Обеспечение государственной потребности в сельскохозяйственной продукции;
- Предоставление государственных преференций отечественным хозяйствам;
- Точечный запрет на импорт иностранной продукции.
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.
Полное название документа: “Указ Президента России от 30.01.2010 об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации”.
Цель: сформировать Государственную стратегию обеспечения продовольственной безопасности страны до 2020 года.
Из документа становится ясно, что согласно данной доктрине резкое прекращение поставок продуктов из-за рубежа приравнивается к национальной угрозе. Отсюда следует, что обеспечивать свою продовольственную безопасность Россия будет за счет собственного производства и сокращения доли импорта.
Доктрина была принята в 2010 году, задолго до введения эмбарго на поставку товаров из Европы и стала первым документом в современной России, который дал возможность сельскохозяйственному сектору заручиться поддержкой государства и планировать бизнес в долгосрочной перспективе. В 2014 году, после осложнения отношений с Западом и обменом взаимными санкционными пакетами, в доктрину были внесены существенные изменения, которые увеличили минимальную долю отечественной продукции в общем ее количестве ее производства в стране до 90%, а по некоторым позициям до 95%.
Программа развития сельского хозяйства до 2020 года
Полное название документа: Постановление от 19 декабря 2014 г. № 1421 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы».
Стратегические цели, заявленные в программе:
- Обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных в Доктрине;
- Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
- Повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса;
- Устойчивое развитие сельских территорий;
- Воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов, экологизация производства.
- Государственная программа состоит из шести подпрограмм и четырёх Федеральных целевых программ.
Подпрограммы:
«Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»,
«Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции»,
«Развитие мясного скотоводства»,
«Поддержка малых форм хозяйствования»,
«Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»,
«Обеспечение реализации Государственной программы».
Федеральные целевые программы:
«Социальное развитие села до 2013 года»,
«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года»,
«Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы и на период до 2013 года»,
«Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на 2014–2020 годы» (проект).
Общий объём ресурсного обеспечения реализации государственной программы из средств федерального бюджета составляет 1509,7 млрд рублей (в текущих ценах), в том числе на 2013 год – 158,9 млрд рублей, 2014 год – 162 млрд рублей, 2015 год – 175,4 млрд рублей.
План содействия импортозамещению в сельском хозяйстве
Полное название документа: План мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы.
Цель: распределить обязанности между органами власти для быстрой реализации необходимых мер. Преимущественно меры носят заградительный от импорта характер.